#неприниматели

Продукты для красоты и здоровья на основе IT-решений

Команда кофаундеров Carely запустила первый бизнес в 2016 году — это было производство жидкости для электронных сигарет. Их партнеры все время говорили: «Давайте делать косметику». После изучения вопроса оказалось, что рынок независимых косметических компаний большой и там есть куда расти. Тогда решились действовать.

В проект вкладывали свои деньги, а затем привлекали инвестиции 

Запуск бренда вместе с вложениями на маркетинг в среднем обходится в сумму от 2 до 5 миллионов рублей. Илья встречался со знакомыми из околовенчурного мира и рассказывал им об идее нового косметического бренда, отдельно делая акцент на том, что проект готов привлекать инвестиции. 
Так он познакомился с будущим инвестором. Это человек не только с деньгами, но и с опытом управления в IT и мастштабирования бизнесов и команды. Первый раунд инвестиций прошел уже после запуска бренда Art&Fact в конце 2020 года. Благодаря этому компания привлекла деньги на развитие. 

Через полгода столкнулись с трудностями из-за ошибки в рецептуре 

Это случилось с сыворотками, которые делали 15–20% выручки компании. Блогер нашел в их составе димексид, который недавно вошел в список фармпрепаратов и был запрещен к использованию в косметике . Поднялась огромная волна в инфопространстве: «Как так! Нас травят!».
Пришлось включать режим антикризисного управления. За сутки ребята подготовили открытое письмо, где раскрыли подробности истории и привели факты из переписки с партнерами. Доказали, что это никак не может навредить, но бренд все равно отзывает продукты с маркетплейсов. Успокоили, что поменяют рецептуры и всем покупателям готовы отправить обновленные средства.
Дальше опубликовали письмо в своих соцсетях и отправили блогерам, которые писали о проблеме. После этого получили вторую волну от инфлюенсеров, но уже с респектом за такой подход и честность. 

Вторым вызовом был интенсивный рост

В 2020 году вышел Art&Fact, сразу за ним — Shades of You. В 2021-м — Senseful и «Какава Красота», а в 2022-м — Verifique. 
Главный фактор такого роста — команда. Изначально подбор и первичные собеседования с кандидатами были зоной ответственности Ильи, но очень скоро это стало отнимать много времени. Когда стало понятно, то за 3-4 месяца нужно будет нанять 20-30 человек, пригласили на работу HR-generalist. 2021 стал годом суперинтенсивного роста: команда из 15 человек выросла до 86. 
В Carely создали четкий процесс адаптации. В системе Jira новичку приходят задачи, например зайти на приветственную страницу почитать про ценности и оргструктуру, посмотреть задачи коллег. Плюс у людей есть руководители направлений, с которыми можно обсудить, что и как происходит. 

Никогда такого не было, и вот опять: в феврале 2022 года новая проблема — нельзя получить сырье 

95% сырья для производства импортируется из Европы, Штатов и Канады. А тут границы закрыты, торговля на паузе и никто не понимает, какой будет курс рубля к доллару. 
Компании повезло — был страховой запас ингредиентов, чтобы закрыть текущие потребности. Вместе с партнерами и дистрибьюторами ребята искали новые способы импортировать конкретные вещества. Два месяца по всему миру искали компании, которые могут продать и привезти то же самое по приемлемым ценам. 
Что в результате: компания увеличила запас и начала искать альтернативные площадки для производства. А партнеры стали менять рецептуры и искать дополнительные источники долгосрочных поставок ингредиентов. 

Преимущество Carely в том, что это не просто косметическая компания, а именно бьюти-тех 

20% команды — IT-специалисты. Компания собирает и анализирует много информации и превращает данные запросов и отзывов в востребованные продукты. 
Внутри компании даже разрабатывают свой IT-продукт — трендвотчинг для маркетплейсов. Он отслеживает поисковые запросы, затем ищет, что про этот ингредиент или продукт пишут в СМИ, научных изданиях и соцсетях. Далее совмещает это с данными и трендами маркетплейсов. В результате помогает понять, какие запускать продукты и какие выбрать подходы к маркетингу. В будущем Сarely планирует сделать из него самостоятельный бизнес и предлагать другим предпринимателям.

Бренды Carely окупаются, потому что компания научилась запускать много нишевых продуктов

По базовой модели бренд считается успешным, если он окупается за девять месяцев. В бизнес-план основатели закладывали убыток в течение первых двух лет. 
По итогу Art&Fact уже окупился в несколько раз, Verifique запускался последним, а окупился на второй месяц существования. Если в цифрах, то на 2021 год ожидание по выручке было порядка 330 млн рублей, а закрыли 250. На 2022 год в плане 700, а закроют — 800–850 млн.
В планах — запустить новые категории в health & beauty — БАД, два бренда — интимной косметики и экологичных бьюти-продуктов. А еще открыть продажи в Юго-Восточной Азии: Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах. Там уже идет тестирование Carely, чтобы они подходили азиатской коже. Оказалось, что там косметика из России очень интересна, потому что до сих пор ассоциации со страной — это космос, наука, инженеры и передовые технологии.  

Совет предпринимателям 

На старте ответьте себе на следующие вопросы: зачем ты хочешь это делать и для кого? Есть много инди-компаний, которые лишь выпускают то, что нравится собственнику. Это неплохо, но так реже получается делать массовый продукт. Для успеха все-таки важно узнать и удовлетворить потребности других.
Если после анализа возникнет четкое понимание, смело пробуйте.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!

B2C