Николай Хорт основал курьерский сервис внутригородской экспресс-доставки в 2016 году. В то время предприниматель еще работал в найме, но планировал открыть свой бизнес и искал подходящую нишу. Друг будущего основателя Take’N’Go познакомил его с инвестором люксембургского фонда — тот планировал открыть междугороднюю доставку посылок. Николай обсудил с инвестором разные модели такого бизнеса и в результате разговора нашел для себя ту, по которой Take’N’Go работает сегодня. У проекта есть удобная платформа, где владельцы бизнеса легко находят курьеров под свои задачи. Take’N’Go работает по uber-модели — у компании нет штатных исполнителей, но есть удобный софт для связи заказчиков с курьерами.
За время переговоров с фондом и ожидания первых инвестиций Николай подготовил бизнес-план и расписал первичную стратегию для проекта. В 2017 году сервис заработал в тестовом режиме — первыми заказчиками стали знакомые владельцы бизнесов, а первые доставки отдавали курьерам, найденным на популярном сайте с вакансиями. Несколько месяцев предприниматель дорабатывал платформу и оттачивал все процессы.
Николай выбрал эту нишу бизнеса, так как видит огромный потенциал рынка — дистанционные покупки стали частью жизни каждого человека. Но быстрое получение товара — это до сих пор огромная проблема. Предприниматель видит комфорт покупателя не только в том, чтобы он быстро выбрал и оплатил товар, но и в быстром получении заказов. Быстро в понимании Николая — это несколько минут или часов, а не дней и недель.
Каждый ли человек сможет открыть такой бизнес?
«Раньше казалось, что да. С опытом стало понятно, что не каждый. Точнее, открыть-то бизнес может каждый, это несложно: подал заявление в налоговую, зарегистрировал юридическое лицо и готово. А вот собрать команду, продумать продукт и стратегию, найти инвестиции, выстроить процессы, масштабировать продукт... Это все требует гибкости мышления и умения брать на себя ответственность, готовность и желание постоянно учиться чему-то новому. Такими качествами на практике обладает, как выясняется, очень мало людей. Это касается любого бизнеса. У логистического бизнеса своя специфика — ты делаешь промежуточный продукт. Результат оказания услуги видит получатель, у которого даже нет твоего приложения, и он не знает о тебе ничего. Еще проблема — ты не можешь расти быстрее, чем растет рынок: если магазинам нечего доставлять, у тебя не будет заказов. Драйвить продажи в этом смысле — довольно сложная задача», — рассказывает основатель Take’N’Go.Сумму вложенных в проект инвестиций Николай не раскрывает. Основные статьи затрат — разработка ИТ: платформы и мобильного приложения.
Как санкции отразились на проекте
Сервис продолжает работать в обычном режиме. Санкции отразились в первую очередь на заказчиках — многие компании уходят с российского рынка, а покупательская способность населения падает. Из-за этого у сервиса незначительно снижается поток заказов, но Николай уже ищет новые решения для своего бизнеса.Ситуация на рынке труда тоже меняется — если раньше курьеры были в дефиците, то сейчас количество откликов на вакансии доставщиков становится все больше, как и регистраций на сервисе.
Как продвигается проект
У сервиса Take’N’Go есть группа ВКонтакте и удобный сайт, где можно заказать доставку в режиме онлайн. С сайтом предприниматель работает постоянно, так как ресурс является частью SEO-продвижения. Дополнительно для поиска заказчиков настраивается контекстная реклама.Соцсети на проекте используют в основном для пассивной коммуникации, в первую очередь с курьерами. Telegram-канал был у проекта и раньше, но сейчас команда Take’N’Go сконцентрировалась на его развитии.
Совет предпринимателям
«Подумайте дважды! В любой нише советы одни и те же: хорошо посчитайте экономику, протестируйте рынок, найдите покупателей, потом тратьте деньги и время. Если на рынке уже присутствуют крупные игроки — подумайте здраво, как вы будете с ними конкурировать. Либо огромными деньгами, либо реальной отстройкой. Фантазии “у меня будет красивый сайт, поэтому клиенты сами придут” точно не сработают. Будьте реалистами», — советует Николай Хорт.Telegram-канал «Неприниматели»