Компания сCover появилась в 2018 году на базе крупнейшей в Ярославле студии 3D-печати «Техно3D». Развиваться в новом направлении вдохновил один из клиентов — он стеснялся своего протеза и хотел сделать его более привлекательным с помощью косметической накладки. Этот заказ оказался непростым и заставил погрузиться в тему — оказалось, что в России нет подобных производств, да и за рубежом ориентиров совсем немного.
Так в студии появился R&D-отдел, который в течение двух лет занимался исследованиями и разработкой, а с 2020 года поставил создание накладок для протезов на поток. Сегодня сCover изготавливает их более 120 в год. Причем они уже прошли сертификацию ГОСТ и даже попали в перечень технических средств реабилитации (ТСР), которые предоставляет государство.
Для финансирования разработок обратились за грантами
Нащупав перспективную нишу, команда сразу же занялась поиском средств на исследования и тестирование моделей. Крупная сумма нужна была еще до запуска продаж, чтобы создавать прототипы и как следует продумать технологию. Так что решили развиваться с помощью грантов — социальная направленность бизнеса позволяла обращаться к различным фондам и государственным структурам.
Суммарно за пять лет проект сCover получил шесть грантов на суммы от 50 000 до 3 млн рублей. Самый крупный удалось получить от «Фонда Содействия Инновациям» — деньги были направлены на разработку мобильного приложения, которое в будущем значительно упростит замеры протеза и повысит точность его изготовления.

А участие в федеральных и региональных программах позволило не только привлечь финансирование, но и повысить известность проекта. Уже летом 2023 года информация о нем появится на цифровых экранах в рамках программы Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
От прямой рекламы пришлось отказаться — настроить ее на нужную аудиторию просто невозможно
Существующие рекламные инструменты не позволяют показывать объявления только тем людям, которые носят протезы. Поэтому был выбран другой подход. В секторе B2B компания напрямую сотрудничает с протезными предприятиями, чтобы те рекомендовали ее продукцию своим клиентам. А в B2C приходится рассчитывать на эффект сарафанного радио, стимулируя его выступлениями в СМИ и на профильных конференциях.
Продвижению помогают и амбассадоры бренда — их выбрали среди обычных людей, чья жизнь изменилась после ампутации. Вместе с cCover они рассказывают, что протез может быть ярким элементом образа, а не той частью тела, которую хочется только спрятать.


Более того, в компании отмечают, что наличие протеза не повод смотреть на жизнь мрачно. Так, созданную в рамках конкурса накладку в виде акулы, поедающую ногу, в итоге выкупил и носил один из клиентов.
Продукция сCover попала в список средств реабилитации, которые можно получить бесплатно
Процесс включения в этот список занял у команды два года. Зато первые три человека в Москве уже получили компенсацию за изготовление накладок. Совсем скоро такая возможность должна появиться и у жителей Московской области, а затем эта практика автоматически распространится на всю страну.
Чтобы воспользоваться компенсацией, в индивидуальной программе реабилитации и абилитации получателей услуг должна быть внесена запись «косметическая оболочка на протез нижней конечности».
Стоимость накладки — 30 000 рублей и выше, что объективно дорого для тех, кто живет на одну пенсию по инвалидности. Так что поддержка от государства сделает их гораздо доступнее, а компании поможет увеличить выпуск продукции. Сегодня в cCover делают от 10 до 20 накладок в месяц и достигли оборота в 1 млн рублей в месяц. Но скоро эти цифры планируют увеличить на порядок.
В планах компании — выход на азиатские рынки
Чтобы масштабировать бизнес, инженеры сCover разрабатывают универсальные накладки трех размеров. Это позволит любому клиенту быстро выбирать и адаптировать их вместе со своим протезистом.

При этом уже сегодня можно сделать заказ у cCover из любого уголка мира — клиенту отправляется точная инструкция, как провести замеры. Нужно лишь сделать серию фотографий в домашних условиях, по которым искусственный интеллект выстроит 3D-модель протеза.
Кстати, проведение удаленных замеров — это тоже собственная разработка компании. И за все время работы ни одного возврата или претензии к качеству исполнения от клиентов не было.
Поиск специалистов идет непрерывно, но в основном выручают студенты
Сегодня в компании, кроме четырех учредителей, работают двадцать сотрудников. При этом персонала всегда не хватает, а его поиск представляет определенную сложность. Аддитивные технологии — в принципе молодое для рынка направление, в котором еще мало подготовленных кадров.
На производстве всегда нужны инженеры для работы над моделями и рабочий персонал для сборки и шлифовки изделий. Сейчас основной костяк команды — студенты 1–2 курса из Политехнического университета и выпускники средних профессиональных учебных заведений.



Совет предпринимателям
Дмитрий советует не забывать о том, что социальное предпринимательство — это тоже бизнес, а не благотворительность. Даже если вы работаете с людьми с инвалидностью, нужно выстраивать бизнес-процессы исходя из того, как добиться прибыльности компании и ее постоянного развития, иначе все может рухнуть очень быстро.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!