
Бизнес начался с большой любви к острову
Александр впервые приехал на остров Хачин около 30 лет назад — сразу влюбился и спустя пару лет купил участок для жилья. Про бизнес тогда и речи не шло, а идею открыть на острове небольшую базу отдыха подала жена Татьяна.
Выбрали формат глэмпинга, потому что строить шатры гораздо дешевле и быстрее, чем возводить какие-то капитальные строения. Так и оказалось — стройка заняла 2,5 месяца, а потратили на нее 7 млн рублей.
Всеми процессами внутри бизнеса, включая обслуживание гостей, супруги до сих пор управляют сами: не из–за экономии, а от большой любви к природе и преданности своему делу, на которых строится философия Shiksha.

Первыми клиентам были друзья и члены семьи
Никаких вложений в рекламу изначально не было. Александр и Татьяна просто пригласили знакомых, а те отдохнули и написали посты в соцсетях о своих впечатлениях. Среди этих первопроходцев были люди с большой аудиторией, поэтому «реклама» получилась эффективной: подписчики тянутся в глэмпинг до сих пор.Кроме сарафанного радио, помогает группа VK и другие соцсети — однако их ведут больше для имиджа, чем для привлечения гостей, ведь лист ожидания и так три месяца.
В Shiksha большая глубина бронирования: около ста дней от брони до приезда. Большинство гостей приезжают сюда снова, поэтому Александр не видит смысла в рекламе. Летом пробовали продвигаться в Яндекс Дзене, но больше для присутствия в инфополе, чем активного привлечения клиентов.

Главная ошибка — недооценить спрос на старте
Основатели не рассчитали потенциальный интерес к бизнесу, из-за чего и допустили ошибки в первый год работы.Самые ключевые:
❌ Купили на кухню обычную бытовую технику, которая просто не подходит для такого количества гостей.
✅ Это планируют исправить параллельно с переходом на круглогодичный формат работы: вместо небольшой кухни построят полноценное кафе с профессиональным оборудованием.
❌ Клиентам не хватало онлайн-бронирования.
✅ Теперь внедрили умную многофункциональную систему. Люди спокойно выбирают удобные места и даты, горничные видят, когда освобождаются номера, а кухня может рассчитать нужное количество продуктов на неделю вперед.
Ковидные ограничения сыграли на руку
Shiksha тоже пришлось закрыться в пандемию. Супруги извлекли выгоду из этой паузы: пока клиентов не было, здесь достроили двухкомнатный семейный номер с террасой посередине. Они придумали его сами — производитель шатров теперь даже продает эту модель под названием Shiksha.
Когда ограничения сняли, все настолько устали от своих квартир, что поток клиентов сразу же возобновился. Поэтому никакого дискомфорта от пандемии бизнес не почувствовал.
Как и после февральских событий: люди привыкли путешествовать по России, так что они продолжают исследовать красивые места, которые находятся рядом. Глэмпинг расположен недалеко от столицы, поэтому большая часть гостей — москвичи.
Глэмпинг требует постоянных вложений и пока не окупился
7 млн рублей на старте ушли на строительство палаток, дорожек, свет, воду, санузлы, обустройство технических помещений и прочие базовые нужды. Однако большие вложения случаются каждый год и продолжаются до сих пор, поэтому проект еще не окупился.
В 2020 году здесь поставили семейный шатер, а в 2021 купили и достроили хаусбот. Так называется самоходный дом на воде, на котором теперь можно прокатиться по продуманному маршруту. В 2022 году запустили баню на воде
и еще немного приросли территорией. В 2023 — будут переходить на круглогодичный формат работы и обустраивать помещения для зимы.
Благодаря постоянному развитию количество забронированных номеров регулярно растет. В 2021 средняя загрузка была 58%, а сейчас — 62%. Причем в июле-августе почти всегда 100%. Желающих отдохнуть в Shiksha уже с первого года было больше, чем мест.
Основатели планируют разнообразить досуг разными мастер-классами или размещать компании с общими интересами — например, йогой, рисованием или фотографией.

Совет предпринимателям
На старте предприниматели часто пытаются экономить на казалось бы мелочах. Не надо так, в итоге заплатите дважды. В случае с Shiksha — это покупка недорогой бытовой техники для кухни. Сейчас Александр посоветовал бы себе сразу брать хотя бы полупрофессиональное оборудование.Подписывайтесь на Telegram-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!