#неприниматели

Выпускные альбомы Woodbook

Компания Woodbook появилась в 2012 году. Изначально Ада Майская даже не думала заниматься съемками для выпускников, просто однажды согласилась сделать фото университетской группы по просьбе знакомой. Однако после успешной фотосессии студенты заказали полноценный альбом, а затем его увидела параллельная группа и начало работать сарафанное радио, которое не останавливается до сих пор.
Постепенно в Woodbook стали приходить заказы и на съёмки школьников. Ада начала разрываться между свадебными фотосессиями, предметной съёмкой и выпускными альбомами. На тот момент девушка работала в команде с дизайнером и вторым фотографом, но этого стало не хватать. Решение подсказал муж Ады: сосредоточиться на самой перспективной нише — выпускных альбомах.
С тех пор компания выросла до оборота в 7,5 млн рублей за год только в Уфе, а её франшизы появились ещё в 11 городах. Каждая из них приносит от 200 000 до 1 млн рублей. Сейчас Woodbook делает до 300 000 выпускных альбомов в год и постоянно растёт.

Для создания бизнеса выпускных альбомов не требовалось больших вложений

Для старта нужны были камера, объектив и отснятые образцы. Так что в первую очередь просто наняли моделей, устроили первую фотосессию и распечатали альбом. Запуск обошёлся компании Woodbook в небольшую сумму — порядка 20 000 рублей. Но стоит учитывать, что и цены 10 лет назад были совершенно другими.
Работа сезонная — летом из-за каникул заказов практически не бывает. Однако Woodbook сумел спокойно прожить до осени на прибыль от первых же 25 заказов. Кроме того, бизнес тогда продвигали органически и с помощью информационных пабликов, ведь таргетированная реклама ещё не появилась.
Помните нашумевший хит «Цвет настроения чёрный»? Чтобы заявить о себе в интернете, команда сняла под эту песню клип про выпускные альбомы. Для этого наняли моделей и даже достали ржавую «девятку». Видео завирусилось в местной группе в социальных сетях, и оттуда стали приходить клиенты, вдохновлённые современным прочтением темы выпускных альбомов.

Разработали систему, чтобы выдавать качественный и быстрый результат

Если фотограф работает в одиночку, то сроки сдачи продукта клиенту сильно растягиваются. Тяжело одновременно тянуть на себе и проведение съёмки, и установку оборудования со светом, и обработку фотографий после многочисленных заказов. К тому же с выпускниками нужно умело вести разговор, чтобы они доверились и расслабились перед камерой.
При таком формате работы у фотографа исчезает не только свободное время, но и вдохновение для творчества. Поэтому Ада придумала, как всё структурировать.
Теперь фотографы Woodbook только снимают школьников, а на обработку фотографии отправляют уже ретушёрам. После этого команда посылает удачные снимки клиенту, тот выбирает наиболее понравившиеся, а дизайнеры сразу начинают создавать макет. Затем альбом согласовывается с заказчиком и отправляется в печать. В итоге каждый сотрудник занимается своим делом и не выгорает, а скорость работы увеличивается в разы.

Главное — не творческий фотограф, а подробные инструкции для каждого члена команды

Ада пришла к выводу, что нанимать работников стоит исходя не столько из их творческого таланта, сколько из конкретных параметров, необходимых компании. К примеру, в фотографе важно, чтобы он работал с подходящей техникой: фулфрейм, профессиональный объектив, определённое фокусное расстояние. А еще необходимы коммуникабельность и хорошее чувство юмора.
К тому же качество работы в итоге зависит большего всего от системы. Ада составила для работников подробные инструкции, где сказано, как им стоит действовать для получения наилучшего результата. Так, у фотографа есть информация о том, какие кадры и в каком количестве нужно отснять, на каком фоне и в каких локациях это сделать, какой свет установить для той или иной фотографии. А еще проговаривается, какие кадры точно делать точно не стоит.
Чёткие критерии помогают сотруднику быть уверенным в качестве проделанной работы, а еще позволяют не нанимать «лишних» людей в команду. Все задачи оптимально распределяются между имеющимися в штабе работниками. Благодаря такому подходу Woodbook в небольших городах охватывает всех выпускников за сезон силами всего 2–3 фотографов.
К тому же в случае с выпускными альбомами компания несет ответственность не перед одним-двумя, а перед десятками людей — у каждого из них свое видение и мнение. Поэтому команда разработала алгоритмы действий в случае самых часто встречающихся проблем. Например, если выпускнику не нравится портрет, то можно один раз переснять. А еще установили правило принимать правки по макету один раз — иначе клиент может играть с цветами и размером шрифта до бесконечности.

Своя франшиза приносит миллионы, если заниматься ей с полной отдачей

Системный подход привёл к росту бизнеса, так что со временем Ада решила открыть собственную франшизу. И теперь Woodbook есть не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Перми и Благовещенске. Паушальный взнос зависит от города: миллионники — 700 000, остальные — от 300 000 рублей.
С каждым покупателем франшизы Ада общается лично, а ещё она регулярно снимает обучающие видеоуроки, созванивается с франчайзи и помогает на всех этапах. Более того, роялти включены в стоимость дизайна и печати — так компания показывает, что заинтересована в большем количестве заказов.
Формат работы с прописанными инструкциями помогает расти всем: франшизы в городах-миллионниках приносят по 1 млн в год, а главный филиал в Уфе — 7,5 млн! Для продвижения используют разные инструменты в зависимости от места. В туристических городах — например, Казани — очень развит Авито, а в мегаполисах хорошо работает таргетированная реклама через Яндекс Директ.

Советы предпринимателям

Ада считает, что в бизнесе ни в коем случае не стоит делать ставку на одного-двух незаменимых работников — лучше иметь в штате как можно больше сотрудников, которые умеют соблюдать регламент и у которых где-то внутри стоит внутренний контролёр качества. Тогда компания будет всегда твёрдо стоять на ногах и стремительно развиваться.
К тому же лучше сто раз подумать, прежде чем создавать бизнес с родственниками. Безусловно, в начале пути будет много поддержки, будут общие идеи и цели. Но мнения людей часто расходятся, из-за чего конфликтных ситуаций почти не избежать, а родственные связи дороже любого бизнеса. Если вы всё-таки решились на создание совместного дела, то обязательно разделите обязанности. Например, Ада руководит франшизой, а её муж занимается филиалом в Уфе — и всё работает отлично!
Подписывайтесь на Telegram-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!
B2C