#неприниматели

Бизнес на приметах

Юридически в деревне Киндасово под Петрозаводском значится всего восемь жителей. Казалось бы, типичная умирающая деревня. Но за три года две подруги-коллеги изрядно перелопатив фольклорное наследие деревни, придумали проект, ради которого турфирмы формируют автобусы, а губернатор обещал протянуть новую дорогу. Сейчас на берегу местной реки Шуя заканчивается монтаж глемпинга – туристы будут оставаться и на ночь. Поговорили с руководителем этнопроекта «Киндасово» Светланой Хребтовой.

Памятник рукавице и миллион


Дома у Светланы Хребтовой висит ружье. Когда раздается звонок, что тургруппа на подъезде, она перекидывает это ружье через плечо и…. идет встречать гостей. По дороге к ней, предусмотрительно прихватив скалку, присоединяется соседка Юлия Толмачева. Так начинается интерактивное представление «Семейка весельчаков». По легенде, в какой-то момент затерявшаяся на западной окраине страны деревенька превратилась в суверенное государство - со своей границей, уставом и таможней. Бутафорское ружье и скалка – оружие местных пышногрудых «пограничников» в белоснежных косынках и цветастых юбках. Четверть часа допроса на «границе» и гнев приграничных часовых сменяется на милость. Вскоре туристы уже восторженно трут единственный в стране памятник рабочей рукавице и загадывают желание. Долгое время этот ритуал был зацементирован на легенде о происхождении названия деревни от слова Kindahat – рукавица. Второе название деревни – Рукавицыно. Но однажды одна из туристок, особо отчаянно теревшая рукавице палец «на удачу», купив на обратной дороге лотерейный билет, выиграла миллион. И теперь у туристов, энергично натирающих постамент, совсем другая мотивация.

Партнерство двух коллег и соседок


О своем проекте Светлана и Юлия задумались после того, как почти десять лет отработали в оргкомитете Международного фестиваля сельского юмора «Киндасово». Инициатором проведения праздника в свое время стала известный в Карелии фольклорист Виола Мальми. На праздник, что проходит здесь с 1985 года, собираются шутники из разных сел Карелии, России и даже зарубежных стран. Фестиваль пользуется успехом, и в какой-то момент Светлана и Юлия увидели в этом мероприятии коммерческий потенциал. Было решено формировать свой туристический продукт. В основу легли бесчисленные байки об особенном чувстве юмора киндасовцев, которое не мог не отметить приезжавший сюда в фольклорную экспедицию Николай Лесков. По заброшенным амбарам были собраны и отреставрированы музыкальные инструменты, в первую очередь те, что брали с собой пастухи. Сейчас обучение игре на пастушечьих инструментах – часть двухчасовой экскурсионной программы. Еще гости пытаются угадать значение смешных слов «кантеле», «ёухикко», «ёйги», «пийрилейки», «руны».

Реклама через «сарафанное радио»


Проекту три года. Перед запуском оформили ИП, работают «в белую», платят налоги в районный бюджет, участвуют в туристических выставках. Первых гостей получили, разослав презентацию по турфирмам. На старте девушки, измаявшись от ожидания тургрупп, бегали тереть рукавицу, загадывая «скорее бы гости приехали» - и они после этого, действительно, приезжали! Сейчас есть уже определенный график и несколько форматов, в зависимости от того, групповая экскурсия или индивидуальная. Всего за три года в составе организованных туристических групп приехало 8842 человека, 6 тысяч из этого числа приехало в 2021 году. Цена индивидуальной экскурсии – 5 тысяч рублей. Участие в групповых турах зависит от общего числа туристов в группе, но киндасовцы выдвигают принципиальное условие – чтобы такой билет стоил не дороже 700 рублей. В цену входит угощение чаем на местных травах, калитки с разными начинками и напиток на основе толокна. Чаевничают в бывшем местном доме культуры - 350 тысяч на его ремонт выделила местная администрация, еще 400 вложили предпринимательницы. 
Рекламной стратегии, как таковой, у проекта пока нет. Соцсети ведут по принципу «как умеем», недавно отважились провести первый стрим – его посмотрело шесть человек. Девушки этим результатом довольны.

«Надо же с чего-то начинать», - философски отмечает Светлана.

Так или иначе, а турпоток сейчас такой, что гости все чаще стали интересоваться, можно ли переночевать в деревне. Сейчас на берегу реки возводят два шатра – это начало будущего глемпинга. Он планируется круглогодичным. Заявки на его бронирование также поступают через «сарафанное радио». На обустройство глемпинга предпринимательницы потратили выигранный в виде гранта миллион рублей от Ростуризма. И, опять же, добавили 300 тысяч личных средств, полученных из первой прибыли. 

«Когда ты год работаешь, как подорванный, то это приносит свои результаты, появляется авторитет, и о тебе начинают говорить» - рассуждает Светлана об успехе проекта.

Губернаторская дорога


Активному туризму мешает традиционная российская беда – плохая дорога. Но неделю назад на совещании, посвященном социально-экономическому развитию Пряжинского района, где расположена деревня, глава Карелии Артур Парфенчиков дал министерству транспорта Карелии поручение найти средства на ремонт магистрали.

 «Я обещал три года назад, что если к вам приедет три тысячи туристов, мы будем делать дорогу. Приехало уже восемь тысяч», — сказал Парфенчиков.
На этом же совещании глава Карелии привел Киндасово в пример другим поселениям, отметив, что на опыте Киндасово жители других деревень могут поучиться, как зарабатывать деньги.

И для этой похвалы был серьезный повод. За счет различных грантов и других форм государственной поддержки организаторы турпродукта привлекли на развитие деревни около 8 миллионов рублей. Кроме глемпинга грантовые деньги пошли на обустройство береговой зоны, установку освещения и улучшение территории. Совместно с Министерством национальной политики и администрацией района предпринимательницы планируют восстановить точную копию водяной мельницы, принадлежавшей местному крестьянину Кузьме Трифонову. Мельница будет действующей, расположится на деревянном понтоне. На разработку дизайн-макета уже потратили 500 тысяч рублей. 

Династии


Вместе со взрослыми в развитии проекта участвуют и дети организаторов – пятнадцатилетний Мати и шестнадцатилетняя Соня. Мати поет дуэтом с мамой, а Соня лучше всех из компании печет калитки. После окончания школы ребята планируют остаться в деревне.

«Детям нравится, как растет наш бизнес. Они видят в нем перспективу и реально оценивают свой вклад в его развитие. – рассказывает Светлана. – Они мечтают получить профильное образование и вернуться в Киндасово уже как полноценные бизнес-партнеры».

Пишите комментарии, оставляйте вопросы или просто подписывайтесь на Telegram-канал «Неприниматели»

B2C