Туризм манил Викторию Братухину из Москвы еще в университете — на третьем курсе в учебном заведении, где училась будущий предприниматель, внедрили специализацию «Туризм» и пригласили преподавать практиков: директоров турагентства и гостиницы. После окончания института Виктория не могла устроиться в турагентство — на рынке было мало вакансий, а работодателям нужны были опыт и знания у кандидатов. В тот момент девушка отпустила идею работать в туризме, но путешествия из ее жизни никуда не пропали — Вика каталась по миру сама, подбирала туры себе и друзьям. Когда она выгорела на офисной работе, где трудилась последние десять лет, предприниматель решила попробовать воплотить свою мечту — открыть собственное турагентство GuruTuru. В мае 2019 года Виктория пошла на курсы турагентов, а уже в июне самостоятельно оформила свое первое бронирование.
«Туризм — это любовь. Это в крови. Ты понимаешь, что тебя это все так затягивает, не можешь контролировать время. Вопреки мнениям, это не любовь к путешествиям — это любовь к людям. Подарить им впечатления, подобрать идеальный курорт и отель для их отдыха. Обратная связь от туристов и повторные поездки — это благодарность за работу. Я много учусь — первые полгода у меня мозг работал на 200%. Сейчас я привыкла. Турагент ежедневно читает новости по своей тематике, смотрит вебинары про отели, посещает мероприятия, много профессиональных чатов. Турагент должен знать все: какие отели открываются в этом году, какие условия въезда, какие рейсы летят. Я много работаю, и практически весь день я в телефоне. Чтобы открыть такой бизнес, надо быть фанатом своего дела, не меньше», — говорит Виктория Братухина.
GuruTuru работает по совершенно другим принципам, чем все привыкли думать о турагентствах. Ключевые принципы — сервис, качество и честность. Когда клиент обращается в GuruTuru, то ему уже не надо читать отзывы в Интернете — менеджер предлагает под его пожелания и бюджет варианты отелей, показывает реальные фото и видео из гостиниц. Сейчас есть огромные возможности иметь такую базу. Вся процедура бронирования также доступна онлайн: документы отправляются в WhatsApp, договор можно подписать с помощью SMS-сообщения, деньги перевести на расчетный счет или эквайринг. Регистрация на рейс, декларации, агенты — GuruTuru все берут на себя. С отдыхающими путешественниками турагентство всегда на связи — менеджеры стараются решить все проблемы, чтобы отдых прошел удачно. Виктория сама много ездит по отелям, поэтому успела обрасти полезными знакомствами и контактами.
Экономика проекта
На первоначальном этапе Виктория вложила 25 тысяч рублей — деньги пошли на оплату курсов турагентов. На тот момент для предпринимателя сумма казалась значительной. Так как Виктория уже ушла с работы по найму, ей нужно было быстро развивать проект. Основательница GuruTuru оперативно зарегистрировала ИП, купила принтер и подписала договоры с туроператорами. Помимо оплаты курсов, были небольшие ежемесячные расходы на CRM и программу подбора туров.Уже через месяц после запуска проекта Виктория забронировала свой первый тур за 100 тысяч рублей — клиенты приходили по сарафанному радио и из соцсетей. За первые два месяца получилось забронировать туры на 1,5 миллиона рублей — это принесло предпринимателю 100 тысяч рублей чистой прибыли.
За июль 2022 года объем продаж превысил 20 миллионов рублей — проект Виктории растет ежемесячно. В прошлом году оборот составил 60 миллионов рублей.
Тонкости ведения туристического бизнеса
После лета 2019 года был сильный спад продаж, Виктория осталась осенью практически без бронирований. Опытные коллеги знали, что это ежегодный тренд, но предпринимателю было сложно смириться с ситуацией. Основательница GuruTuru начала работать еще больше, но случилась пандемия — это было сложно и страшно, Виктория лишилась дохода до июня 2020 года. В июне открыли российские курорты, и предприниматель схватилась за возможность зарабатывать — активно предлагала юг России клиентам, вкладывалась в рекламу и уже к концу месяца взяла первого менеджера.Виктория поздно поняла, что для увеличения заработка нужно вкладывать средства в рекламу, в поездки, в себя, в персонал. Из-за этого масштабирование компании было долгим процессом для предпринимателя. Сейчас в штате проекта восемь сотрудников в разных городах: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Туризм эти три года трясло сильнее всех сфер — аннуляции, переброни, возвраты, суды, закрытие направлений, отмена авиасообщения. Люди боялись заболеть, пожаров, потерять деньги, застрять в другой стране, постоянно большое количество клиентов в панике — менеджерам турагентства приходилось быть и психологами, и «знакомыми из администрации» для своих клиентов.
Ограничения тоже сильно ударили по сфере туризма, особенно повлияло закрытие воздушного пространства. Виктория рада, что российские авиакомпании нашли решения: потихоньку турагентства получили больше доступных направлений. Сейчас для всех перелет со стыковкой уже в радость — главное, что он есть.
Продвижение проекта
У турагентства есть сайт — Виктория использует его только как поисковик для путешественников. Большинство заявок на поиск туров приходят из соцсети, запрещенной на территории России. Часть аудитории предприниматель перевела в Telegram-канал — в каждой соцсети публикуется уникальный контент. Проект продвигается с помощью рекламы у блогеров — закупать размещения Виктория начала с июля. В Telegram турагентство использует платное размещение на различных каналах.У предпринимателя большие планы — выйти на оборот 50 миллионов рублей в месяц, запустить авторские туры с медийными персонами и внести свой вклад в развитие туризма в России.
Совет предпринимателям
«Если вы готовы много учиться и работать, то все получится», — говорит Виктория Братухина.Telegram-канал «Неприниматели»