Шоу «Купите это немедленно» на канале СТС с Александром Пушным — совместный проект банка «Открытие» и Visa. По правилам участники рассказывают о своем проекте за 90 секунд — за это время необходимо убедить инвесторов вложить средства в развитие бизнеса.
Сегодня мы расскажем про один из проектов участников программы — сервис по раздельному сбору вторсырья Елены Абаниной «Win-Bin». Елена приняла участие в шоу и получила инвестиции в размере 1 880 000 рублей от банка «Открытие».
Как пришла идея создания умных баков
В 2014 году Елена отдыхала на Бали и обратила внимание на большое количество мусора, плавающего в океане. Тогда основательница «Win-Bin» узнала о существовании «мусорных пятен» — огромных скоплений отходов и пластиковых бутылок на поверхности воды. Чуть позже выяснилось, что на байкальском острове Ольхон такая же ситуация с мусором — эта проблема показалась Елене очень важной, и она задумалась о создании своего экологического проекта.
Супруг предпринимательницы Сергей Абанин сперва был скептически настроен к идее, но потом подумал, что нужно с чего-то начинать. По его мнению, есть два варианта: ничего не делать и ждать, когда решение само упадет с неба, или же начать создавать что-то самостоятельно.
Тогда идею поддержала и нынешний управляющий партнер компании Ева Андриаш — она была очень рада, что тема работы со вторичным сырьем становится популярнее.
Проект «Win-Bin» создан в 2018 году и первоначально его основной деятельностью была разработка биндеров или девайсов-разделителей для обычной урны. Однако вскоре основатели поняли, что потребителей необходимо мотивировать к раздельному сбору вторсырья — в конце 2020 года был разработан и протестирован первый прототип бака с кешбэком.

Кешбэк за сортировку вторсырья
«Win-Bin» делают умные урны, которые выплачивают вознаграждение за сдачу вторсырья.
В России и США 93 процента пластика все еще вывозится на полигоны или сжигается. В Москве площади таких полигонов сравнимы с площадью ЦАО. Половину такого мусора можно было бы переработать, но мало кто сортирует отходы — люди не доверяют системе, нет доступных раздельных баков и мотивации что-либо делать.
В «Win-Bin» придумали решение для всех сторон процесса — они устанавливают дизайнерские электронные контейнеры за счет бизнеса и начисляют каждому пользователю, который правильно выбрасывает вторсырье, вознаграждение в приложение. Вознаграждение скоро можно будет обменять на оплату проезда, продукты, связь или доставку.
«Мы стоим в четыре раза дешевле, чем среднегодовой вывоз мусора, а экономить можно до 70 процентов на вывозе ежегодно. Наше решение уже реализуется — мы выиграли конкурс социальных идей, сделали и пропилотировали два прототипа урн и продали мини-контейнер. Для успешной реализации проекта нужно всего 1200 человек в сутки, а мы договорились с московским метрополитеном, где проходимость — 120 тысяч человек», — рассказывает Елена о проекте.
Умная урна принимает только то, что перерабатывается. На данный момент она распознает четыре вида вторсырья — пластиковые бутылки, алюминиевые банки, упаковки от шампуней и контейнеры из-под пищи.

Сколько стоит
Сейчас баки «Win-Bin» предлагаются только в покупку, так как каждый экземпляр делается индивидуально под конкретного заказчика — урны могут быть деревянными, металлическими или обтянутыми винилом. Контейнер сортирует перерабатываемое вторсырьё от неперерабатываемого. Внутри контейнера находится пресс — это позволяет собирать еще больше вторсырья и делает урны выгодными для бизнеса.
Главное отличие урн «Win-Bin» — метод распознавания вторсырья. Можно кидать несколько предметов разом, а контейнер сам все отсортирует.
На настоящий момент ассортимент включает в себя три модели автоматов разных размеров:
• Mini от 150 тысяч рублей
• Midi от 550 тысяч рублей
• Maxi от 800 тысяч рублей
Аналоги конкурентов стоят больше на 200–300 тысяч и нуждаются в платном обслуживании.
Большой аппарат может принимать до 15000 единиц вторсырья, средний — до 660, а малый — до 200.

Как продвигается проект
«Win-Bin» продвигается за счет внимания СМИ к экологической тематике, участия в акселераторах и мероприятиях Агентства инноваций города Москвы, а также с помощью размещения рекламы на местах у клиентов. Елена считает важным распространение рекламы там, где человек принимает решение: выкинуть в урну или сдать на переработку.
Больше всего внимания проект «Win-Bin» получил от поста в Telegram на канале Департамента транспорта.
Целевая аудитория проекта — поколения Z и Alfa. А еще это жители районов, в которых стоят контейнеры. В ближайшее время основатели проекта планируют развиваться в социальных сетях TikTok и ВКонтакте.
Увидеть больше интересных проектов можно по субботам в 10:00 в эфире телеканала СТС или на официальном сайте.
Telegram-канал «Неприниматели»