В России в 2021 году появился онлайн-университет «Зерокодер» — он стал самым крупным игроком на рынке обучения ноу-кодингу. Мы поговорили о таком быстром росте и EdTech-бизнесе с CEO компании Кириллом Пшинником.
Чтобы выйти на рынок, нужно сперва создать рынок
До появления такого онлайн-университета ниша онлайн-образования разработчиков ноу-кодеров в России была свободна. Но в то же время никто просто не знал о такой профессии, поэтому спрос и весь рынок пришлось создавать с нуля.
Для этого сначала придумали новый термин — «зерокодинг», при том что во всем мире говорят «ноу-кодинг», что показалось основателям неблагозвучным. После этого руководство начало активно вкладываться в маркетинг и рассказывать о том, что такое разработка без кода, как освоить эту профессию, сколько зарабатывают специалисты за рубежом.
В итоге, по данным Wordstat, термин «зерокодинг» в несколько раз популярнее, чем «ноу-код» или «ноу-кодинг». Название компании стало нарицательным в русскоязычном сегменте интернета. Она создала более 20 интернет-комьюнити о популярных в России «ноу-код» инструментах и теперь активно их развивает, привлекая экспертов. Сейчас любой человек, который хочет заниматься «ноу-код», в итоге попадает в эти экспертные комьюнити.

За первым успехом последовал огромный провал
В феврале 2021 года «Зерокодер» начал продавать курсы и всего за месяц сделал 1 млн выручки при затратах на маркетинг в 300 000 рублей. В марте компания вложила 1,2 млн в рекламу и получила 5 млн рублей. За несколько месяцев штат вырос с четырех до тридцати человек.
«Мы думали, что сели на ракету и полетели на Луну, но о нее мы и разбились», — комментирует Кирилл.
В апреле в «Зерокодере» вложили в маркетинг 4 млн рублей, но сделали только 6 млн выручки. Руководство не учло сезонность спроса. В 2021 году правительство не ввело жесткий локдаун, а границы с Турцией и другими странами открылись. Поэтому весной и летом потенциальные покупатели отдыхали и не готовы были учиться.
Так компании пришлось сократить сотрудников и выбираться из своего кризиса. При этом у руководства был опыт ведения бизнеса, работы в маркетинге и IT-сфере, но увы, никто не застрахован от ошибок.
После февраля компания выросла, несмотря на санкции
В конце феврале и на протяжении всего марта бизнесу было тяжело. Во-первых, 80% рекламы шло через заблокированную соцсеть. Во-вторых, на фоне растущей ставки ЦБ исчезли рассрочки, в то время как примерно половина клиентов выбирала именно этот способ оплаты.
Решение
В то же время компания быстро собрала новый онлайн-курс для работы на западном рынке — и он выстрелил. Рекламные бюджеты удалось достаточно эффективно перевести на интеграции у инфлюенсеров в той же заблокированной соцсети, Telegram и YouTube. В итоге в апреле «Зерокодер» показал рекордные продажи: 13,5 миллионов рублей в месяц и операционная прибыль.
Цель компании — выручка 1 млрд рублей к концу 2024 года
На старте в онлайн-университет вложили 5 млн рублей, которые пошли на ФОТ и маркетинг. А в ноябре 2021 года «Зерокодер» получил первый раунд инвестиций, который и помог компании вырасти, несмотря на санкции.
Руководство «Зерокодера» выбрало венчурную стратегию: развивать рынок и доминировать. Поэтому вся выручка идет на реинвестиции. И так будет продолжаться до 2024 года, который компания планирует закрыть с выручкой 1 млрд рублей и прибылью 100 млн рублей.
При этом выручка «Зерокодера» за 2021 год составила 50 млн рублей, прогноз на 2022 год — 120 млн рублей, а если компания получит раунд инвестиций — 170 млн. И важно не сбавлять темпы не только из-за желания увеличить доход, но и из-за конкурентов. Если «Зерокодер» замедлится, то на быстрорастущем рынке появятся игроки, которые могут занять его место.
В сентябре 2022 года Кирилл запустил первый в России академический курс по зерокодингу в университете Иннополис — магистерская программа длиной в 60 академических часов. Это очень важное событие для всей индустрии «ноу-код» разработки в России.

Советы будущим EdTech-предпринимателям
Не стоит идти в красный океан IT-профессий. Рынок онлайн-образования уже разделили гиганты — у них огромные преимущества, в том числе сила бренда, как у того же «Яндекса». Вместо этого лучше подсмотреть, что популярно за рубежом, и перенести этот опыт в Россию. Именно так и поступили в «Зерокодере».
Будьте готовы делать первую выручку своими силами. Сейчас намного тяжелее получить финансирование: венчурные фонды с опаской смотрят на российские компании и готовы вкладываться, только если бизнес уже получил доход. Так что при составлении финансовой модели учитывайте, что в начале нужно полагаться на себя.
Не бойтесь сотрудничать с государством. Программа «Цифровые профессии» от Минцифры делает огромную часть выручки всего EdTech, поэтому туда стоит обязательно попасть. Например, курсы «Зерокодера» еще не входят в их каталог, но это важная цель.
Выбирайте один рынок. В России выделяют довольно много денег на IT-сферу, но у вас не получится сначала создать компанию здесь, а потом выйти на зарубежные площадки. Если вам важно развиваться за границей, то нужно сразу начинать там — в нынешних условиях только так.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!