#неприниматели

Бумажный бизнес Lumos Notes

Компания Lumos Notes появилась в 2019 году. К тому моменту ее основатель Денис Ненашев несколько лет проработал в сфере недвижимости, а затем открыл кальянную и чайную на Старом Арбате. Идея выпуска ежедневников появилась случайно: он долго не мог найти подходящего варианта для ведения записей и пожаловался на это подруге-дизайнеру.


Через несколько дней она принесла готовые эскизы и образцы качественной дизайнерской бумаги, чтобы Денис мог собрать собственный вариант. Так появилась идея создания целого бренда. Логотип в тот же день нарисовали на обычном планшете, а деньги в производство инвестировал друг. 

Начинали с продукции для студентов и... провалились  

Первый тираж ежедневников  — 1000 экземпляров — решили делать с дизайном для студентов вузов. На обложках были написаны названия университетов в «народном» формате: «Вышка», «Финашка». Рассчитывали на то, что молодежи захочется иметь корпоративную атрибутику, связанную с альма-матер. 

Расчет оказался ошибочным: напечатанные чуть позже стандартные ежедневники продавались гораздо лучше, а тираж вузовских в итоге почти полностью пришлось перешивать с корпоративных обложек на обычные. На этой истории основатели потеряли около 600 000 тысяч рублей и даже  подумывали о закрытии проекта. 


Сайт и соцсети оказались не нужны, а вот маркетплейсы сработали 

Для продвижения бренда создали сайт и начали вкладывать деньги в соцсети — однако эти решения тоже оказались ошибочными. Даже из короткого опыта стало понятно, что покупатели редко ищут ежедневники и блокноты в соцсетях. В итоге 400 000 рублей оказались просто выброшены на ветер — сайт и официальные страницы Lumos Notes не обновляются уже два года, но это не мешает продажам расти. 


Основную прибыль стали приносить маркетплейсы. Причем в первую очередь компания вышла на Ozon — основатели знали, что сайт изначально создавался для продажи книг и дисков, поэтому рассчитывали на большой интерес у аудитории к бумажной продукции. Однако Wildberries сработал гораздо лучше: без какого-либо продвижения продажи сразу стали выше в 5–6 раз. Причем такая разница сохраняется и сейчас. 

Ради высокого качества пришлось разобраться в нюансах производства

 До запуска первого тиража никто в команде Lumos Notes даже не подозревал, насколько сильно волокна влияют на раскрой материала. Закупленная в самом начале бумага банально не подходила для «правильной» раскладки под нужные размеры. Чтобы такие ситуации не повторялись, Денис решил обучиться основам профессии полиграфиста — окончил короткий курс при типографии.



Еще одна «подножка» со стороны производства — сроки. Оказалось, что все нужно планировать сильно заранее. Например, заказывать новогодний тираж лучше в августе-сентябре. Если прийти позже, можно вообще не успеть к праздникам, либо придется печатать ассортимент по частям в разных типографиях — а это требует больше денег и делает неудобной логистику. 

Кризисы научили «запасать жирок» 

«Ковидная» непредсказуемость рынка научила Дениса более четко планировать расходы — не вкладывать все деньги в товарные остатки, но иметь запас бумаги на случай, если произойдут перебои, как было этой весной. Тогда фабрики продавали большие партии только крупным типографиям, а Lumos Notes пришлось на ходу искать новых поставщиков и «охотиться» за остатками на их складах. 


Однако никакая предусмотрительность целиком не защищает от внешней нестабильности. Просадка сентября 2022, когда всем было не до творчества и учебы, заставила понервничать: оборот упал с привычных 200 000–250 000 рублей до 60 000. В октябре продажи наладились, в ноябре и декабре должны еще подрасти, но пускать всю прибыль в производство компания пока не планирует. 

С кассовыми разрывами помогают справляться не кредитные средства, а собственные — Денис по-прежнему владеет чайной и занимается продажей элитных китайских сортов. Бухгалтерию и финансы ведет сам, используя «Мой склад» и Google Таблицы. А деньги на налоги автоматически откладывает сразу же после поступления любой прибыли в приложении «Налоговая копилка» — не приходится в последний момент думать, откуда их взять. 

Советы предпринимателям 

Денис рекомендует тщательно изучать ценообразование. У компании должно хватать ресурсов, чтобы выставлять максимально низкие цены. Иначе придется повышать расходы на маркетинг, которые уменьшают маржинальность. 

А выпускать на рынок новый продукт можно сразу, как только готова самая примитивная версия — доводить его до совершенства лучше уже в момент полета, опираясь на обратную связь от клиентов и цифры продаж. 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!
B2C