
Через несколько дней она принесла готовые эскизы и образцы качественной дизайнерской бумаги, чтобы Денис мог собрать собственный вариант. Так появилась идея создания целого бренда. Логотип в тот же день нарисовали на обычном планшете, а деньги в производство инвестировал друг.
Начинали с продукции для студентов и... провалились
Первый тираж ежедневников — 1000 экземпляров — решили делать с дизайном для студентов вузов. На обложках были написаны названия университетов в «народном» формате: «Вышка», «Финашка». Рассчитывали на то, что молодежи захочется иметь корпоративную атрибутику, связанную с альма-матер.Расчет оказался ошибочным: напечатанные чуть позже стандартные ежедневники продавались гораздо лучше, а тираж вузовских в итоге почти полностью пришлось перешивать с корпоративных обложек на обычные. На этой истории основатели потеряли около 600 000 тысяч рублей и даже подумывали о закрытии проекта.

Сайт и соцсети оказались не нужны, а вот маркетплейсы сработали
Для продвижения бренда создали сайт и начали вкладывать деньги в соцсети — однако эти решения тоже оказались ошибочными. Даже из короткого опыта стало понятно, что покупатели редко ищут ежедневники и блокноты в соцсетях. В итоге 400 000 рублей оказались просто выброшены на ветер — сайт и официальные страницы Lumos Notes не обновляются уже два года, но это не мешает продажам расти.
Основную прибыль стали приносить маркетплейсы. Причем в первую очередь компания вышла на Ozon — основатели знали, что сайт изначально создавался для продажи книг и дисков, поэтому рассчитывали на большой интерес у аудитории к бумажной продукции. Однако Wildberries сработал гораздо лучше: без какого-либо продвижения продажи сразу стали выше в 5–6 раз. Причем такая разница сохраняется и сейчас.
Ради высокого качества пришлось разобраться в нюансах производства
До запуска первого тиража никто в команде Lumos Notes даже не подозревал, насколько сильно волокна влияют на раскрой материала. Закупленная в самом начале бумага банально не подходила для «правильной» раскладки под нужные размеры. Чтобы такие ситуации не повторялись, Денис решил обучиться основам профессии полиграфиста — окончил короткий курс при типографии.

Еще одна «подножка» со стороны производства — сроки. Оказалось, что все нужно планировать сильно заранее. Например, заказывать новогодний тираж лучше в августе-сентябре. Если прийти позже, можно вообще не успеть к праздникам, либо придется печатать ассортимент по частям в разных типографиях — а это требует больше денег и делает неудобной логистику.
Кризисы научили «запасать жирок»
«Ковидная» непредсказуемость рынка научила Дениса более четко планировать расходы — не вкладывать все деньги в товарные остатки, но иметь запас бумаги на случай, если произойдут перебои, как было этой весной. Тогда фабрики продавали большие партии только крупным типографиям, а Lumos Notes пришлось на ходу искать новых поставщиков и «охотиться» за остатками на их складах.
Однако никакая предусмотрительность целиком не защищает от внешней нестабильности. Просадка сентября 2022, когда всем было не до творчества и учебы, заставила понервничать: оборот упал с привычных 200 000–250 000 рублей до 60 000. В октябре продажи наладились, в ноябре и декабре должны еще подрасти, но пускать всю прибыль в производство компания пока не планирует.
С кассовыми разрывами помогают справляться не кредитные средства, а собственные — Денис по-прежнему владеет чайной и занимается продажей элитных китайских сортов. Бухгалтерию и финансы ведет сам, используя «Мой склад» и Google Таблицы. А деньги на налоги автоматически откладывает сразу же после поступления любой прибыли в приложении «Налоговая копилка» — не приходится в последний момент думать, откуда их взять.
Советы предпринимателям
Денис рекомендует тщательно изучать ценообразование. У компании должно хватать ресурсов, чтобы выставлять максимально низкие цены. Иначе придется повышать расходы на маркетинг, которые уменьшают маржинальность.А выпускать на рынок новый продукт можно сразу, как только готова самая примитивная версия — доводить его до совершенства лучше уже в момент полета, опираясь на обратную связь от клиентов и цифры продаж.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Неприниматели». Здесь вы найдете кейсы от бизнесменов, лайфхаки и советы от экспертов, дайджесты деловых событий, обзоры книг, новости законодательства и многое другое — о предпринимателях для предпринимателей. Или заполняйте заявку на сайте и становитесь героями канала!