#неприниматели

Сеть розничных металлобаз

Кто-то должен продавать хлеб, а кто-то — торговать металлом. О трудностях такого бизнеса рассказал генеральный директор сети розничных металлобаз «ИНБИТЕК» Игорь Чернов.
Игорь Чернов из Белгорода в металлоторговле работал с 2003 года — прошел все ступени в крупных компаниях от менеджера до руководителя филиала. В металлоторговле крупного формата не хватало условных «магазинов у дома», и предприниматель решил сделать сеть таких магазинов-металлобаз самостоятельно. 

В 2014 году Игорь определил план действий, а в 2015-м открыл первые металлобазы компании «ИНБИТЕК» в Белгороде.

По его словам, торговля металлом считается бизнесом низкомаржинальным, как и выпечка хлеба, например. Но кто-то же должен продавать металл населению, а кто-то — печь хлеб.

Предприниматель постоянно работает над инфраструктурой, много вкладывает в организацию складского и торгового пространства и логистику. Металл у проекта сортирован, размечен и отпускается аккуратно — есть культура хранения и продажи металлопроката.

Немного о цифрах

На первоначальном этапе в проект «ИНБИТЕК» Игорь вложил 5 млн рублей, из них 3,6 млн — целевой кредит на открытие розничных площадок. Этих средств хватило на организацию одной полноценной площадки и двух точек продаж — сейчас это называется пункт выдачи заказов.
Это достаточно сложный бизнес — затрат, как и в любом ритейле, множество. Основные постоянные расходы — аренда площадей, ЖКХ, зарплата персонала, расходные материалы и ремонт оборудования, рекламные бюджеты. Переменные затраты — покупка металлопроката и труб, изготовление складских стеллажей и оплата сторонней доставки. Проект окупился через два года — сейчас металлобазы показывают 10–12% прибыли. У предпринимателя есть второй бизнес — собственные два цеха металлоконструкций и серийных изделий, где производится вся продукция компании «ИНБИТЕК». В запуск цехов Игорь вложил более 10 миллионов рублей в 2011 году — средства пошли на первоначальный станочный парк оборудования. Практически все покупалось на вторичном рынке.

Рынок оптового металлопроката совершенно непредсказуем — большие металлурги его связывают с лондонской биржей металлов, но очень тяжело объяснить пенсионеру-покупателю, почему цена метра арматуры резко выросла в два раза. В 2020 году стоимость металлопроката повысилась от 80 до 150% по разным категориям буквально за три недели, а разумных объяснений, как и принятия от людей, нет до сих пор.

О трудностях и решениях

Когда проект запускался, в одной из запланированных локаций затеяли строительство автодороги, что фактически убило точку. Были ошибки с персоналом, хищения, споры с экологией, недопонимание проверяющих органов — предпринимателю пришлось доказывать, что его бизнес не занимается скупкой чермета. 
Игорь отмечает острый вопрос относительно рабочего персонала, особенно резчиков, стропальщиков и грузчиков. Найти хорошего сотрудника сложно — за время работы сменился не один десяток людей, хотя условия мотивации вполне достойные. 
Самой эпичной ошибкой Игорь называет попытки  разорвать ресурсы — вместо того, чтобы сделать одну полноценную площадку, делать несколько неполноценных. На старте предприниматель запустил три плохие площадки вместо одной качественной. В итоге после переформатирования работы получилась одна хорошая.

Как продвигается проект

У проекта есть сайт, который регулярно обновляется, аккаунт в Instagram, группа ВКонтакте и страница на Facebook. Предприниматель активно внедряет цифровизацию в свой бизнес — все заказы фиксируются в CRM-системе Битрикс. Основной поток клиентов на данный момент приносят сарафанное радио и наружная реклама.
В ближайшее время Игорь планирует довести до ума внутренний стандарт организации и привлечь инвесторов для тиражирования и масштабирования сети розничных металлобаз.


Пишите комментарии, оставляйте вопросы или просто подписывайтесь на 
Telegram-канал «Неприниматели»
B2C